Племя Айну
Племя Аину проживает на японских островах Хоккайдо, на Сахалине и на Курильских островах.
Их насчитывается около 15 тысяч, а если учесть людей со смешанной кровью, то выйдет около 50,000.
Большинство Аину ведет собирательное хозяйство (рыбная ловля, охота, сбор ягод и т.д.), но они считаются также хорошими ремесленниками и ткачами. Религию этого племени можно назвать анимизмом [*справка: анимизм (по толковому словарю Ожегова) – религиозное представление о независимом существовании духа, души у каждого живого человека, животного, растения (в первобытных религиях – также у каждой вещи) и о возможности свободного общения человека со своим духом, душой]. Этот народ уважает и почитает практически все (животных, горы и даже домашнюю утварь). Слово "Ainu" означает «человек» (Anutari Ainu=Я человек). Аину верят, что медведь - величайшее божество, и каждый год отмечают праздник медведя (Kamui Omante), в котором медведь приносится в жертву ради питания общины.
Аину переехали на острова Хоккайдо (вероятно, из Кавказских гор) 25,000 – 30,000 лет назад. Их язык не насчитывает больше тысячи слов, которые использовались для обозначения предметов и действий, связанных с охотой, ловлей рыбы, народных легенд. Не зная письменности и чисел больше, чем пальцев не руке, они не могли выражать глаголы прошлого и будущего времени. Из-за отсутствия письменного языка легенды, мифы и песни передаются из поколения в поколение до сих пор устно. К несчастью, язык Аину считается исчезнувшим из-за того, что в среднем в поселении знают язык менее 10 человек, и около 12 из старшего поколения используют его в повседневной жизни. Охота в этом племени до сих пор осуществляется с помощью копья и дубины.
Со второй половины 1800 годов японцы осуществляли эффективный план колонизации островов Хоккайдо, заставляя продвигаться племя Аину все дальше и дальше в районы вглубь от прибрежной полосы. В первые 30 лет XX века молодые Аину были допущены в японские школы (в классах разделенными японцами из-за нарастающего расизма). Их принудили изучать историю, географию и литературу на японском, чтобы заставить их понять превосходство японских традиций над традициями Аину, чтобы последние казались им бесполезными и нелепыми.
В этот период японцы отождествляли Аину с “собаками”(фактически, в японском языке слово «Ину» означает это животное), и оставшиеся Аину стали стыдиться своего положения и пытаться войти в японское общество, часто скрывая свое происхождение.
Начиная со второй половины XX века японцы осознали, что Аину могут привлекать туристов. Были построены новые деревни, и с этого момента началось возрождение Аину, сопровождаемое укреплением традиций.
С течением времени ситуация изменилась. Коренные жители считались чем-то вроде цирковых животных, и вплоть до 60-70гг. ситуация становилась все хуже. Затем, Аину (получая поддержку) начали отстаивать свои права.
С 70 годов были созданы ассоциации, задачей которых было убедить японцев быть более терпимыми к Аину. В 1988 году японскому правительству пришлось признать Аину коренным населением Японии и положить конец всем унижениям, но даже сегодня этот закон действует не в полную силу, и японцы свысока смотрят племя Аину, ставя под угрозу выживание этого племени.