Айну

Находясь на стыке цивилизаций Тихоокеанского бассейна, айны отличаются от всех народов региона языком, занимающим изолированное положение в лингвистической классификации народов мира, и своеобразным внешним обликом, в котором сочетаются монголоидные и австралоидные черты: крупные глаза, полные губы, волнистые волосы и густые бороды у мужчин

Ученые полагают, что предки айнов проживали на территории островов уже в эпоху мезолита, в XII тысячелетии до н.э. Именно с ними была связана археологическая культура Дзёмон, известная, как самая древняя керамическая традиция мира. Среди находок, характеризующих эту культуру, наиболее известны загадочные статуэтки догу, изображающие мать-прародительницу. Эти статуэтки некоторым казались изображениями космических пришельцев в скафандрах.

Уникальна традиционная культура айнов, содержащая элементы, характерные как для северных, так и для южных народов этого обширного региона. Природные условия во многом определили неповторимый облик айнской культуры. Капризный переменчивый климат и грозные стихийные явления закалили характер островитян - мужественных охотников, рыболовов и земледельцев.

Суровая, но щедрая земля давала им всё необходимое для существования: пищу, материал для жилищ, утвари, одежды и обуви. На выставке представлен своеобразный хозяйственный уклад островитян: интерьер жилища; разнообразная, покрытая изящной тонколинейной резьбой посуда; замечательные по красоте циновки; одежда, украшенная ярким, оригинальным орнаментом и уникальный комплекс, связанный с медвежьим праздником и древними верованиями...

ОБ АЙНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В ЯПОНИИ С. Лим
К истории вопроса

Приобщение малочисленных народов к культуре и образованию народов больших могло бы помочь им, как писал Б.Пилсудский, имея в виду айнов начала XX в., "выйти из продолжительного инертного состояния и стать ближе к культурным расам..."
Но японское правительство усматривало в просвещении айнов средство ассимиляции этого народа, подавления его культуры, насаждения японских обычаев и языка.

По мнению ряда японских исследователей, подоплекой такой политики Японии в конце XIX начале XX в. было соперничество с Россией на Дальнем Востоке на Сахалине и Курильских островах. Айны, когда-то населявшие значительную часть Японского архипелага, к тому времени уже жили только на Хоккайдо, Сахалине и Курилах. В итоге противоборство Японии и России трагически отразилось на маленьком народе.

Вместе с тем было бы неверным игнорировать и то обстоятельство, что со второй половины XIX в. в Японии происходило сближение княжеств, бурно развивалась капиталистическая экономика, и это требовало от системы народного образования решения задач, связанных с идентификацией нации, унификациейфундаментальных представлений, выработкой единого курса морального воспитания.

В этих условиях наиболее драматичным оказалось положение курильских и сахалинских айнов. До 1875 г. Южный Сахалин находился под совместным российско-японским управлением, а Северные Курилы принадлежали России. По договору 1875 г. Курильские острова отошли к Японии в обмен на Сахалин, который полностью стал российским владением.

В 1884 г. японское правительство, опасаясь, что живущие на Северных Курилах русифицированные айны будут постоянно тяготеть к России, переселило почти всех их на южнокурильский остров Сикотан. Насильственное переселение айнов в места, где не могла быть обеспечена нормальная жизнедеятельность рыболовов и охотников, привело к тому, что одна из ветвей айнского народа курильская постепенно исчезла.

С Южного Сахалина японцы вывезли часть айнов на Хоккайдо в район города Отару. Привыкшие жить ловлей рыбы, они расселились по реке Исикари, но еще до русско-японской войны бо льшая их часть вернулась на родину, на Сахалин. Там их стали называть исикари-айну. После второй мировой войны сахалинские айны вновь оказались в Японии, уехав туда по разным причинам вместе с японцами.

Проблемами айнского школьного образования на Сахалине интересовался Б.Пилсудский. Он описывал состояние айнов, оказавшихся меж двух соперничающих держав в 1903 г., когда они не посылали своих детей в русскую школу, боясь, что "...вот-вот займут остров японцы".

Сравнивая айнов, живших на западном и восточном побережье Сахалина, Б.Пилсудский отмечал, что "...языком японским владеют здесь (на западном побережье. С.Л.) все, даже женщины и дети, тогда как на восточном берегу говорят бегло немногие мужчины, а ребята и женщины понимают японскую речь гораздо меньше русской... Айны здесь (опять-таки на западном побережье. С.Л.) менее разухабисты и более вежливы, в пьяном виде менее крикливы, что особенно заметно в соседних с русскими селах". Он видел, что у айнов "...есть желание учиться. Когда жизнь примет опять мирный, спокойный характер, стремление это, я уверен, выразится еще в более сильной форме". Для просвещения айнов, продолжал Б.Пилсудский, "потребуются, конечно, немалые денежные средства и люди. Первое должно дать государство, а людей надо ждать от русского, всегда отзывчивого на доброе дело, общества".

Однако ни тогда, ни впоследствии в российской литературе достаточного внимания проблемам образования айнов не уделялось, не говоря уж о каких-либо практических шагах соответствующих организаций. Между тем исследованиями в области айнского образования активно занимаются в Японии на кафедре истории педагогики Хоккайдoского государственного университета и в айнском обществе "Утари" (тоже на Хоккайдо).

Не исключено, что пассивность наших ученых на этом направлении объясняется двумя причинами. Во-первых, еще с эпохи Мэйдзи четкие правовые разъяснения о народах Хоккайдо и Окинавы отсутствовали, всех их просто называли (как и японцев) подданными японского императора. Иначе говоря, законодательство фиксировало наличие в стране только одной нации японцев. Если в XVIII в., в период господства княжества Мацумаэ в юго-западной части Хоккайдо, айнов называли идзин ("чужестранцы"), то когда колонизация острова зашла достаточно далеко, они получили новое наименование додзин ("туземцы"). Да и сам остров Хоккайдо стал называться так только в 1869 г., ибо в прежнем названии (Эдзо) ощущался айнский "привкус".

Не изменила положения дел и Конституция 1947 г. Недаром в сентябре 1986 г., во время одной из поездок в США премьер-министр Я.Накасонэ заявил, что Япония является однонациональным государством, вызвав бурю возмущения айнской общественности. "Однонациональны" и официальные сведения о составе народов Японии, подаваемые в ООН.

И только в 90-е годы обозначились симптомы признания айнов. Тем не менее, по утверждению айнской общественности, статус их в качестве народа пока не определен.

Во-вторых, к середине XX в. айны в Японии были почти ассимилированы, чему способствовала и система их образования, в том числе и смешанное обучение айнских и японских детей.

Что касается японских ученых, то они сосредоточиваются на изучении истории айнской школы с середины XIX до середины XX в., а также на проблемах дискриминации айнов в школах и возрождения их культуры и языка.

Состояние общей культуры айнов к середине XIX в.

У американского этнографа М.Мид есть определение трех типов человеческой культуры: постфигуративный, при котором дети прежде всего учатся у своих предшественников; кофигуративный, при котором дети и взрослые учатся у сверстников, и префигуративный тип, при котором взрослые учатся у своих детей. Постфигуративный тип культуры, по мнению М.Мид, развивается очень медленно: "без письменных или других средств фиксации прошлого люди были вынуждены включать каждое изменение в свое сознание, хранить его в памяти и отработанных формах действий каждого поколения взрослых".

Традиционную культуру айнов можно отнести к постфигуративному типу. Обучение в айнской общине проходило при передаче навыков труда и искусства непосредственно от старшего поколения к младшему в условиях повседневной жизни, на охоте и сборе съедобных ягод, корней и т.д. Мастерство речи вырабатывалось во время участия в религиозных ритуалах, слушаний наставлений старших и участия в дискуссиях (каранкэ) об общих делах своего поселения или с соседними айнами. У айнского народа не было своей письменности, но у него были свой фольклор юкар сказания, которые передавались из уст в уста, свои танцы, религиозный культ, другие самобытные традиции и свой образ жизни.

Приведу описание традиционного воспитания айнов, составленное с их слов доктором философии американского католического университета монахиней-бенедиктинкой И.М.Хилгер. Она была на Хоккайдо в 1962 и 1963 гг. и в качестве приглашенного профессора и исследователя культурной антропологии посетила Токийский и другие японские университеты.

Обучение айнских детей начинается с четырех лет. В первую очередь малышей приучают к самодисциплине. Например, они не могут приступать к еде, пока им не разрешат. Дети пяти-шести лет учатся правильно сидеть на корточках: мальчикам разрешается скрещивать лодыжки, колени не должны быть слишком далеко раздвинуты. Неприлично шевелить пальцами ног и покачивать телом. Девичья поза при сидении считается приличной, если ноги сложены в одну сторону и прикрыты одеждой.

Мальчики должны быть сильными, готовыми стать хорошими рыболовами и охотниками. Их рано поощряют за трудолюбие, за уверенность в своих действиях и ответах. Они должны стоять с поднятой головой, лицом к собеседнику. Юноша к пятнадцати годам обязан уметь отстаивать свое мнение и справедливость, обладать силой духа, быть храбрым. Все эти качества особенно важны для старшего сына, который считается наследником отца.

Девочек воспитывали быть добрыми и внимательными к окружающим. Они не должны быть болтливыми, "большеротыми", как говорят айны, истеричными. К тому же их учили не спорить. Это было прерогативой мальчиков. Матери учили девочек обязанностям хозяйки дома с пяти-шести лет: уметь определять время, знать, когда срезать камыш для матов-ковриков, как собирать лыко для ткачества, плести маты и т.д.

Бoльшая часть ответственности за воспитание детей ложилась на матерей, так как отцы уходили на охоту и рыбалку. Но если отец был дома, то матери заставляли детей делать так, как делает глава семьи, быть постоянно рядом с ним. Сыновья начинали учиться охоте и рыболовству вместе с отцами.

Старики имели абсолютное право на воспитание внуков, особенно с отцовской стороны. Дети учились также и у других взрослых котана (по-айнски "поселение").

Во второй половине XIX в. на Хоккайдо, Сахалине и Курилах преемственность в среде айнов начала разрушаться, ввиду чего утрачивался основной способ передачи культурного наследия от одного поколения к другому. Феномен упадка традиционного воспитания айнов обозначился еще до планомерных действий японского правительства по их ассимиляции.

Упоминавшееся выше княжество Мацумаэ, которое вело торговлю с айнами, не вмешивалось в традиционный уклад их жизни, не навязывало им японскую культуру. Первоначально оно даже запрещало обучать айнов японскому языку, чтобы их было легче эксплуатировать. Но после 1799 г. сёгунат стал поощрять обучение айнов японскому языку, чтобы ассимилировать их и тем самым изменить прорусскую ориентацию.

В 1802 г. с согласия сёгуната были открыты три буддийских храма, которые приняли активное участие в воспитании айнов. Священнослужители не только обучали их грамоте и счету, но и проповедовали в своих приходах буддийскую и конфуцианскую мораль. В 1808 г. было официально дано разрешение на создание начальных учебных заведений для айнских детей.

Труд айнов стали широко использовать японские рыбопромышленники. Их принудительно набирали на рыбные промыслы, заставляя покидать родные места. Порой увозили далеко от дома. Например, айнов из центра Хоккайдо (Анасири и Сяри) направляли на рыбные промыслы Кунашира, причем на два-три года. К такой работе привлекали не только мужчин, но и подростков и молодых женщин. Так, в районе реки Сару в 1858 г. 82,3 % мужского населения в возрасте от 11 до 50 лет и 35,7 % женского населения работали на рыбных промыслах. В айнских поселениях оставались старики, малолетние дети и часть женщин. Наиболее здоровые и способные воспринять, сберечь и передать айнскую культуру изымались таким образом из айнского общества. А ведь "преемственность в каждой культуре зависит от одновременного проживания в ней по крайней мере представителей трех поколений".

По соседству с рыбными промыслами появлялись поселения, где айны жили в условиях непривычной для себя скученности, не могли вести традиционный образ жизни и становились полностью зависимыми от японской администрации.

Частые случаи изнасилований японскими сторожами, служившими в поселениях, айнских женщин вели к сокращению числа браков. В айнской среде появились неведомые прежде болезни (сифилис, оспа). В результате численность айнов на Хоккайдо (особенно на его западном побережье) резко сократилась. Если в 1822 г. насчитывалось 23 325 хоккайдоских айнов, то в 1873 г. соответствующий показатель снизился до 15 635 человек.

Организация системы айнского образования на Хоккайдо

К концу XIX в., когда Россия активизировала действия по закреплению своих позиций на Дальнем Востоке, правительство предприняло первые шаги по японизации айнов. Поначалу ассимиляция осуществлялась в мягких формах, посредством так называемого "заботливого воспитания". Но после упомянутого обмена Южного Сахалина на Курильские острова, когда для японского правительства стали очевидными масштабы русского влияния на айнов (достаточно сказать, что почти все курильские айны были крещеными, носили русские имена и разговаривать с ними приходилось через переводчиков), темпы и интенсивность ассимиляции небывало возросли. При этом усилия властей сфокусировались на организации системы образования для детей айнов.

До создания государственных айнских школ на Хоккайдо там функционировали учебные заведения, возникавшие по инициативе частных лиц. Известны, например, воскресные школы при англиканской церкви, которые учредил английский миссионер Дж.Бэтчелор. Он оставил заметный след в жизни айнов. Впервые Дж.Бэтчелор приехал в Японию в 1876 г., второй его визит состоялся в 1887 г., и он прожил на Хоккайдо до 1924 г. За это время он выезжал оттуда всего лишь три раза, и то на очень короткое время. Дж.Бэтчелор немало сделал для просвещения и христианизации айнов, интересовался их культурой, внес заметный вклад в изучение айнского фольклора и языка. До сих пор имеет громадное значение его труд "Айно-англо-японский словарь", который впервые был опубликован в 1889 г., а затем неоднократно переиздавался.

Особенно большую известность получила воскресная школа, созданная Дж.Бэтчелором в Хиратори, где он обучал детей айнской письменности в латинской транскрипции.

Японские власти предпринимали разнообразные меры, направленные против его миссии, и постепенно либо ликвидировали воскресные школы, либо ставили их под строгий контроль министерства образования.

В создании частных айнских школ принимали участие и сами айны Фурукава и Пэнриук из Хиратори. К сожалению, нет сведений, освещающих их подвижничество более подробно.

Существенное влияние на судьбы айнского образования оказали взгляды Э.Иватани, который работал учителем и директором в школах Хоккайдо с 1873 до 1914 г. Изучая жизнь айнов с точки зрения возможностей их обучения, он опубликовал статьи "Сокращение числа айнов" (1891 г.), "Методика обучения айнов" (1892 г.), а также книгу "Подходы к айнскому образованию" (1893 г.) в соавторстве с К.Хидой. Иватани предлагал строить айнские школы по образцу специальных школ для слепоглухонемых и школ для детей-инвалидов, поскольку он придерживался широко распространенного мнения, что айны антропологически являются прирожденными невеждами. Впрочем, говоря о методах обучения в спецшколах, Иватани отмечал полезность индивидуального подхода к ученикам. Он также выступал против европеизации айнов, в первую очередь против миссионерской деятельности Дж.Бэтчелора, утверждая, что айны часть японского народа и что только японизированные их представители смогут приспособиться к "цивилизованным условиям" и выжить.

Как бы то ни было, по данным на 1886 г., по всему Хоккайдо 9,9% айнов школьного возраста посещали школы, в 1888 г. 8,6% (соответствующие показатели для японских детей равнялись 37,1 и 43,3%).

К началу 90-х годов XIX в. поток японцев переселенцев на Хоккайдо заметно возрос. В школах увеличилось число японских учащихся, а посещаемость занятий айнскими детьми еще более снизилась как ввиду использования в преподавании только японского языка, так и по причине роста расходов на обучение, крайне неблагоприятно отражавшегося на айнских семьях. К 1892 г. в классах оставалось по одному-два айнских ученика, а кое-где их уже не было совсем.

Преподавание на японском языке порождало особые трудности для айнских детей, говоривших дома только по-айнски и вынужденных переходить в школах на чужой для них язык. Японских же учителей, знавших айнский язык, было очень мало. Недаром в памяти айнов надолго сохранились те немногие учителя, которые в общении c ними использовали их язык.

Хотя употребление только японского языка соответствовало ассимиляционным целям властей, оно оборачивалось слишком большими затратами времени, значительными финансовыми расходами и осложняло общение с айнскими детьми. Поэтому по распоряжению К.Хиды, который занимался проблемами просвещения на Хоккайдо, в Хакодатэ был составлен краткий словарь айнского языка.

Начало формирования айнской системы образования в Японии следует связывать с Законом о покровительстве в отношении экс-туземцев Хоккайдо (1899 г.). По этому закону на Хоккайдо планировалось создать за десять лет 21 школу исключительно для айнских детей. Это решение было принято в связи с тем, что проект 1892 г. о стандартизации начального образования на Хоккайдо, предусматривавший совместное обучение юных японцев и айну, оказался неудачным из-за их взаимного неприятия.

Айнские школы могли устраиваться в тех поселениях, где проживало не менее 30 детей школьного возраста. Но поселения айнов отличались малочисленностью жителей и к тому же располагались на большом удaлении друг от друга. Охота и рыболовство, которые обеспечивали айнам существование, требовали обширных пространств. Японские власти нашли простой для себя, но мучительный для айнов выход из положения: они стали насильственно переселять айнов в какое-то одно из поселений или даже на новые места. Необходимая для открытия школы квота создавалась, но жизнь айнов, особенно на новых местах, была на редкость тяжелой.

Следующим шагом японского правительства по пути формирования школьной системы на Хоккайдо явилось принятие "Предписания об образовании детей экс-туземцев" (1901 г.). Два его основных положения предусматривали, во-первых, искоренение айнского языка и традиций, а во-вторых, более упрощенное по сравнению с японскими школами содержание учебных программ для школ айнов. Фактически это лишало айнских детей возможностей продолжения обучения на более высоких ступенях школы, чем начальная, ибо переходные экзамены оказывались для них непреодолимо трудными.

К 1909 г. была построена 21 школа, как и планировалось, но раздельное обучение вызывало недовольство айнов, считавших, что оно ущемляет их право на свободное образование. Против такого положения вещей неоднократно высказывали критические замечания и учителя. Однако по большому счету у айнов не было особого выбора. Раздельная школа означала сегрегацию, а совместная автоматически вела к ассимиляции, что спустя некоторое время и произошло. В "Предписании" указывалось, что дети айнов отстают в развитии и поэтому должны начинать учиться с семи лет (японские дети начинали с шести). Курс обучения в начальной школе был рассчитан на четыре года (японская начальная школа была шестилетней).

В айнских школах преподавали такие предметы, как мораль, японский язык, арифметику, физкультуру, шитье для девочек, основы сельскохозяйственного труда для мальчиков. В отличие от японских в айнских школах отсутствовали география, история и естествознание.

На уроках японского языка в первом и втором классах не учили писать, читать и сочинять. Главная цель этих уроков состояла в том, чтобы приучить маленьких айнов к японской жизни, побудить вести себя по-японски. Только на третьем году обучения приступали к изучению письменности.

Арифметика оказывалась для детей айнов наиболее трудным предметом, ибо айнская система счета не совпадала с японской. Мало кто из учителей пытался разобраться в ней и объяснить различия (лучше всего было бы растолковать их на айнском языке, но его незнание, ради ускорения ассимиляции, сделали главным условием при назначении преподавателей в айнские школы). В итоге сложилось мнение, что айны вообще не способны постичь этот предмет.

На уроках морали айнам прививали верноподданнические чувства к императору, японский патриотизм. Но их представления о государственном устройстве были наивными, и внедрить в их сознание строгие конфуцианские регламентации, диктовавшие абсолютное подчинение властям, было очень трудно.

В 1908 г. срок обучения айнских детей в начальной школе был продлен до шести лет, но в 1917 г. его опять сократили до четырех. К шестилетнему начальному образованию вернулись пять лет спустя. При переходе к шестилетнему образованию в 1908 1917 гг. в программу добавили японскую историю, географию и естествознание (в инструкциях властей указывалось, что на уроках по естествознанию следует уделять особое внимание изучению основ земледелия, морского и речного промыслов, т.е. наделять школьников профессиональными навыками, которые могли им пригодиться в будущем).

Следует отметить и попытки школы решать проблемы гигиены айнских детей. Их учили уходу за собой, заставляли мыться (в некоторых школах имелись ванны и 1 2 дня в неделю объявлялись банными), проводить ежедневные уборки в классах и на школьном дворе.

Айнские школы финансировались из государственного и губернаторского бюджетов. Средства выделялись, конечно, мизерные. Так, по решению губернаторства от 20 января 1904 г. "Об оформлении устройства туземного образования" основная сумма для расходов по возведению школьного здания определялась примерно в пределах 100 иен. Поскольку эта величина было явно недостаточна, с айнов собирались взносы, а в процессе строительства использовали их труд.

Необходимо подчеркнуть, что часть японских учителей в айнских школах, несмотря на свое собственное тяжелое материальное положение, отдавала детям все силы и душу. Они отрывали деньги от своего скудного заработка на покупку школьных принадлежностей, посещали учеников на дому, знакомились с родителями, вникали в жизнь айнов, старались им чем-нибудь помочь. При этом условия работы учителей были незавидными. Платили им по самому низкому разряду, порой одному учителю приходилось вести шесть классов. Память айнов хранит имена Р.Сирои из Абуты, который работал в местной школе с открытия (1901 г.) и до закрытия (1921 г.), но начал собирать и обучать детей айнов еще раньше, Д.Ясухидэ из Хиратори, работавшего там с 1891 по 1920 г., Идзуми из Мотомурорана.

Но были учителя и другого рода, которые считали бедствием командировку в захолустье и необходимость работать с айнами. Эти относились к своей работе с полным безразличием, нередко пьянствовали, да еще посылали своих учеников за сакэ.

Ликвидация айнской школьной системы в 1922 1937 гг.

Характер обучения в айнских школах вызывал у айнов глубокое недовольство. Они считали, что отставание айнских детей там обусловлено не различиями в способностях по сравнению с японскими, а более или менее откровенной дискриминацией.

К 20-м годам протесты против существовавшей школьной системы, в первую очередь против раздельного обучения, принимают все более четкие формы. Большую роль сыграли те представители молодого поколения айнов, которым удалось "выбиться в люди", преодолевая многочисленные препоны. Среди них следует отметить И.Сунадзаву, Т.Моритакэ, К.Ёсиду. Они приняли участие в организации и деятельности айнских обществ "Эдзо-но хикари" ("Сияние Эдзо"), "Хоккайдо айну кёкай" ("Общество хоккайдоских айнов"), "Утари-но хикари" ("Сияние друзей"). Айнские подвижники имели свои печатные издания. В 1910 г. общество "Досокай" ("Общество однокашников") стало издавать журнал, в котором публиковались материалы в помощь учителям айнских школ, а также их сообщения. Большое место на страницах журнала уделялось освещению проблем жизни айнов. Из среды айнских подвижников вышли и первые исследователи культуры айнов. Все они выступали против унизительного положения "народа, опекаемого" японцами.

Под давлением общественного мнения айнские школы стали постепенно ликвидироваться. 16 апреля 1922 г. было отменено "Предписание об образовании детей экс-туземцев". С этого момента началось поэтапное слияние японских и айнских школ в единую. Теперь и дети айнов могли поступать в первый класс с 6 лет и обучаться в начальной школе до 12 лет. Слияние школ осуществлялось двумя способами. Либо айнские школы открывали доступ японским детям, либо эти школы объединяли с соседними японскими. Естественно, и программы обучения становились едиными.

Процесс слияния проходил, конечно, не без трудностей. Об этом говорит, например, проведенное губернаторством Хоккайдо 8 9 июня 1923 г. совещание директоров 11 айнских школ, которые еще сохранялись к тому времени. На нем обсуждались проблемы ликвидации этих школ, затрагивались вопросы влияния айнских традиций на содержание обучения. Директора много говорили о бытовавшем среди японских детей предубеждении по отношению к айнским детям, о связи этого предубеждения с нищетой айнских семей. Они предлагали поэтому не спешить с ликвидацией системы раздельного обучения, увеличить финансовую поддержку образования айнских школьников, обеспечить айнские школы учебными материалами.

Для решения проблемы финансирования учебы айнов была введена система стипендий и учрежден специальный фонд. В ходе своего визита на Хоккайдо наследный принц сделал первый взнос в этот фонд (500 иен). Ежегодные процентные начисления шли на поддержку лучших учеников. К 1931 г. фонд располагал суммой в 3000 иен. Айнам, желавшим продолжать учиться после окончания начальной школы, выделялось по 30 иен в месяц. В 1933 г. помощь подобного рода была оказана 16 учащимся. В 1940 г. стипендии получали 80 человек: 60 в начальной школе, 5 в средней, 2 в высшей женской, 5 в школе портных, 5 в сельскохозяйственной школе, 1 в коммерческой, 2 в Токийском императорском университете.

В 1937 г., когда был пересмотрен Закон о покровительстве в отношении экс-туземцев Хоккайдо, айнские школы были полностью ликвидированы. В 1940 г. было объявлено, что айнский народ составляет часть японского народа. Ассимиляция завершилась.

Изначально айны жили на островах Японии (тогда она называлась Айнумосири - земля айнов), пока не были оттеснены на север праяпонцами. Чтобы занять весь архипелаг до Хоккайдо включительно (тогда он назывался "Эдзо") японцам потребовалось более 2 тысяч лет (самые ранние свидетельства о стычках с айнами датируются 660 г. до н.э.). Впоследствии айны практически все ассимилировались с японцами и нивхами.

Айны в наши дни живут на о. Хоккайдо. На сегодняшний день по словам людей, побывавших на этом японском острове, айнское население насчитывает около 15-17 тыс. человек, в жилах большей части которых течёт как айнская, так и японская кровь. Постоянно возникает вопрос о дискриминации по национальному признаку. С эпохи Мэйдзи четкие правовые разъяснения о народах Хоккайдо и Окинавы отсутствовали, всех их просто называли (как и японцев) подданными японского императора. Иначе говоря, законодательство фиксировало наличие в стране только одной нации японцев. Не изменила положения дел и Конституция 1947 г. Недаром в сентябре 1986 г., во время одной из поездок в США премьер-министр Я.Накасонэ заявил, что Япония является однонациональным государством, вызвав бурю возмущения айнской общественности. "Однонациональны" и официальные сведения о составе народов Японии, подаваемые в ООН. И только в 90-е годы обозначились симптомы признания айнов. Тем не менее, по утверждению айнской общественности, статус их в качестве народа пока не определен. К середине XX в. айны в Японии были почти ассимилированы, чему способствовала и система их образования, в том числе и смешанное обучение айнских и японских детей.

Айны, пожалуй, самый загадочный народ на Дальнем Востоке.

Первые русские мореплаватели, изучавшие Сахалин и Курилы, с удивлением отмечали европеоидные черты лица, несвойственные монголоидам густые волосы, бороды. Чуть позже этнографы долго задавались вопросом - откуда в этих суровых землях появились люди, носящие распашной (южный) тип одежды, а языковеды обнаруживали в языке айнов латинские, славянские, англо-германские и даже индо-арийские корни. Айнов причисляли и к индо-ариям, и к австралоидам и даже кавказцам. Известно, что праяпонцы многое переняли у айнов (обряд ритуального самоубийства, элементы военного искусства).