Дух (лат. spiritus),
1) высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности; открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей; играющая роль руководящего и сосредотачивающего принципа для других способностей души;
2) сверхприродная, правящая миром сила, к которой человек может быть активно или пассивно причастен;
3) внутренняя сущность, смысл (в выражениях типа «дух законов» или противопоставлениях типа «буква — дух»).
Понятие «дух» не так жестко связано с рационально-познавательными способностями, как понятия «разум» и «рассудок»; в отличие от «интеллекта», «дух», как правило, соотносится со своим персонифицированным носителем, с «лицом»; в отличие от «души» – акцентирует объективную значимость своего содержания и его относительную независимость от стихии эмоциональных переживаний; в отличие от «воли» — на первый план выдвигает созерцания и смыслы, которые могут определять действия, а не акт свободного выбора; в отличие от «сознания» — фиксирует не столько дистанцию между Я и его эмпирическим наполнением, сколько их живую связь; в отличие от «ментальности» — не включает в себя несознаваемые механизмы традиционных и повседневных реакций и установок. В зависимости от идейного контекста дух может противопоставляться (как оппозиция или как альтернатива) природе, жизни, материи, утилитарной необходимости, практической активности и т. д.
Понятие «дух» в античной и средневековой философии:
Концептуальное, понятийное и терминологическое оформление дух получает в античной философии. Со временем доминировать стали понятия «нус» и «пневма». Понятие «нус», которое в ряду ментальных терминов означало «ум», «образ мыслей», «умственное созерцание» — и этим отличалось от терминов с перевесом психологического (псюхе, тюмос), экзистенциального (софия, гносис) и дискурсивного (логос, дианойа, диалектикэ) значения, — у Анаксагора стало означать мировой разум, цель космической динамики и организующе-различающую силу. В философии Платона, Аристотеля и неоплатоников дух как мироправящая сила обозначается термином «нус» и помещается в многослойную онтологическую иерархию: нус объединяет собой идеальные формы-эйдосы, внедряется через них в стихию мировой души-психеи и образует через нее мировую материю в космический организм. У Платона и неоплатоников нус порожден высшим принципом, невыразимым и непостижимым «благом», к которому нус тяготеет. У Аристотеля нус – высший уровень бытия, бог, который мыслит сам себя и тем творит мир.
Термин «пневма» (как и лат. аналог «спиритус») первоначально означал «воздух» или «дыхание». Довольно рано он приобретает психологическое и космологическое значение. Стоицизм понимает пневму как огненно-воздушную субстанцию, которая в виде эфира пронизывает мир, расслабляясь в материальных объектах и концентрируясь в «семенных логосах»: таким образом, пневма выполняет и роль мировой души как оживляющее начало, и роль духа как правящее начало. Неоплатонизм также использует понятие «пневма», описывая проникновения духа в низшие сферы бытия: дух и душа обволакиваются пневмой и через нее контактируют с материей.
Христианское понимание духа:
Генезис христианского понимания духа восходит к эллинистическому религиозному синкретизму. В Септуагинтесловами «пневма теу» передается еврейское понятие «руах элохим», Дух Божий (Бытие, I:2), что открывает возможность многообразных сближений эллинского и библейского богословия. Филон Александрийский также именует пневмой и высшее начало в человеке, и исходящую от Бога мудрость. Евангельское учение о Святом Духе становится основой для понимания духа как одной из ипостасей Троицы. В Троице дух является источником божественной любви и животворящей силы. Бог есть дух (Иоанн, 4:24), но в то же время существует и злая духовность. Очевидна резкая граница, отделяющая античное понимание духа как высшей внутрикосмической силы, от патристического и средневекового христианского понимания духа как сущности, запредельной тварному миру, но деятельно присутствующей в мире и преображающей его.
Понятия «дух» в философии нового времени:
Философия Ренессанса теряет интерес к средневековой пневматологии и возвращается к эллинистическим интуициям духа, понимая его как разлитую во Вселенной жизненную силу. В рамках возрожденческого натуралистического пантеизма и оккультной натурфилософии находит себе место и учение античных медиков о «spiritus vitales», жизненном духе, локализованном в теле и сообщающем ему витальную энергию.
В 17-18 вв. происходит кристаллизация новых тем, связанных с проблемой духа: это темы духовной субстанции и структуры познавательных способностей. Дух как субстанция выполняет теперь и роль онтологической основы универсума (ср. «нус»), и роль основания связи субъективного разума и объективной действительности. Характерно категоричное размежевание духа и материи как замкнутых в себе, не имеющих точек соприкосновения субстанций и в то же время объединение в измерении духовной субстанции таких ментальных способностей, как ощущение, переживание, стремление, воля (ср. в этом отношении понятия cogitare Декарта, mens Спинозы, spiritus Лейбница, esprit Лейбница и Гельвеция, mind английских эмпириков). Так, по Декарту духовная субстанция (res cogitans) и материальная (res extensa) не имеют ничего общего, но внутри себя воспроизводят различие высшего и низшего, простого и сложного, которое старая метафизика обычно распределяла между духом и материей. В рамках рационализма возникает проблема координации духа и материи, которая вынуждала апеллировать непосредственно к Богу — создателю «предустановленной гармонии», поскольку дух как субстанция оказывался своего рода безличной «духовной машиной». В традиции эмпиризма дух лишается субстанциальности и сводится к единичным состояниям души. Согласно Локку, дух есть нечто, способное мыслить, но построить на этом основании ясную идею субстанции духа, как и субстанции тела, невозможно, поскольку мы имеем дело лишь с предполагаемым субстратом действий, которые мы испытываем внутри себя, каковы мышление, знание, сомнение, сила движения и т.д. Беркли, однако, переворачивает этот аргумент, поскольку обнаруживает в самом факте восприятия асимметричность духа и его содержания. По мысли Беркли, кроме «идей» (т. е. любых предметов восприятия), есть «познающее деятельное существото, что я называю умом, духом, душой или мной самим», это – «вещь, совершенно отличная от идей»; «дух есть простое, нераздельное, деятельное существо; как воспринимающее идеи, оно именуется умом; как производящее их или иным способом действующее над ними — волей». Поскольку все вещи Вселенной «либо вовсе не существуют, либо существуют в уме какого-либо вечного духа», то «нет иной субстанции, кроме духа». Юм, в свою очередь, переворачивает это понятие духа, демонтируя принцип самотождественности Я: «Сущность духа (mind) также неизвестна нам, как и сущность внешних тел, и равным образом невозможно образовать какое-либо представление о силах и качествах духа иначе как с помощью тщательных и точных экспериментов» Монадология Лейбница дает другую модель соотношения духа и мира: критикуя представления о «едином всеобщем духе», Лейбниц полагает, что неразумно допускать существование одного духа и одного страдательного начала, вещества; принцип совершенства требует допущения между ними бесконечно многих промежуточных ступеней, каковыми и являются индивидуальные души-монады, воспроизводящие всеобщий дух на свой неповторимый лад.
Немецкая философия эпохи Просвещения, обозначая понятие «дух», начинает отдавать предпочтение немецкому слову «гайст» (Geist). Лютер переводит словом «Geist» евангельское понятия «пневма». У Беме «Geist» уже носит значение глубинной силы души, придающей ей форму и имеющей соответствие в макрокосме в виде души в оболочке духа. Просвещение, начиная с вольфианцев, интеллектуализирует «Geist», понимая его как дух, выражающий себя в мыслях. «Geist» сближается с «Vernunft» (разум), каковое понятие предпочитает и Кант. Однако мистические мотивы понятия «Geist» сохраняются в послекантовской спекулятивной философии, у Гете и романтиков.
Кант ограничивает сферу употребления понятия дух («Geist») областью эстетики, где дух определяется как «оживляющий принцип в душе» и «способность изображения эстетических идей» (пар.49 «Критики способности суждения»), и областью антропологии, где, в частности, различает духовные силы, осуществляемые разумом, и душевные силы, осуществляемые рассудком (см., например, «Метафизика нравов», II, пар.19). Критически относится Кант и к просветительской рационализации дух, и к его оккультной мистификации. Своим трансцендентальным методом он радикально изменил саму проблему, разделив традиционый для метафизики универсум сверхчувственного единства на три автономные царства — природы, свободы и целесообразности, которые уже не могли суммироваться отвлеченным понятием «дух».
В свете кантовских открытий Фихте, Гегель и Шеллин г дают новую трактовку духу. Все конечные феномены духа находят свой смысл в Абсолютном духе. Абсолютный дух — это не объект, а процесс сверхэмпирической истории, в ходе которого дух порождает себя. Абсолютный дух в своей истории отчуждается от себя (как от «Идеи») и, познавая отчужденный мир (как «Природу»), возвращается к себе (через историю человечества как «Абсолютный дух»). В результате абсолют приобретает конкретность и самосознание. Отвлеченные объективные идеи и эмпирическая субъективность человека, таким образом, суть лишь моменты в «биографии» абсолюта: чтобы стать истинным духом, он должен наполниться живым содержанием и придать ему форму вечности (шедевром изображения этого процесса остается гегелевская «Феноменология духа»).
Философия 19 в. в целом (если не считать консервативный спиритуализм) оказалась оппозицией немецкому трансцендентализму. Понятие духа становится естественной мишенью для критики таких направлений, как позитивизм, марксизм, волюнтаризм. Но понятие «дух» остается релевантным для мыслителей постромантического толка и для некоторых представителей философии жизни.
Проблема духа в философии 20 в.:
В 20 в. философия отнеслась к понятию «дух» более лояльно. Оппоненты в некоторых случаях переоткрыли его в рамках своих учений (например, версия Кассирера в неокантианстве, версия Юнга в психоанализе, версия Бергсона в витализме, версия Шелера в феноменологии, версия Сантаяны и Уайтхеда в неореализме). Философия культуры (особенно немецкая ветвь), строя цивилизационные модели, обнаружила его функциональность. Такие направления, как неотомизм, русская религиозная философия или итальянский неоспиритуализм (Кроче, Джентиле), нашли возможность реанимировать классические представления о духе в свете «неклассического» опыта современности. Персонализм, философия диалога, экзистенциализм в лице некоторых своих представителей (Мунье, Бубер, Ясперс) активно используют не только лексику традиционных учений о духе, но и их концептуальные схемы. В новейшей философии понятие «дух» непопулярно.
Фуриоку (巫力 Furyoku)
Фуриоку это сила, с помощью которой шаман может контролировать духа. Чем выше уровень фуриоку, тем больше возможностей у шамана, и тем дольше он может управлять духом. Перед сражением у шамана имеется определенный резерв фуриоку, который расходуется по ходу сражения - чем сильнее атака, тем больше на него уходит фуриоку. Во время сражения фуриоку шамана не восполняется *если не применяется донорство фуриоку*. Если шаман резко теряет все свое фуриоку (от сильного удара или слишком затратной атаки), это может сказаться на его самочувствии, в зависимости от силы шамана - сильные шаманы просто чувствуют сильную усталость, а слабые теряют сознание либо погибают. Пока шаман не использует духа, его фуриоку восполняется до своего предела. Предел фуриоку называется уровнем, и у каждого шамана свой уровень. Уровень фуриоку зависит от силы духа-стражника и в большей мере от физической и моральной силы самого шамана. Ниже приведен чарт основных шаманов всего мира, по уровню их СРЕДНЕГО фуриоку:
Хао Асакура - 1250000
Железная Дева Джин - 500000
Блокин - 160000
Микихиса Асакура - 69000
Рен Тао - 55721
Йокен Асакура - 55000
Магна - 20000
Силва Патч - 15000
Марко - 12000
Венстар - 10500
Йо Асакура - 10500
Цебин - 9700
Фауст - 9000
Рио - 8500
Мина - 8500
Марион Фауна - 8000
Канна Бисмарк - 7500
Матильда Матисс - 7000
Занг-Чин - 7000
Турбин - 6500
Йомей Асакура - 4400
Лайсерг Дител - 3500
Борис Цепеш Дракула Третий - 3000
Пейот - 3000
Пино - 2400
Кадимахид - 2300
Зрия - 2200
Хорохоро - 2100
Ен Тао - 2000
Калим - 2000
Кино Асакура - 2000
Чоколав - 1975
Кейко Асакуро - 1800
Радим Патч - 1800
Большой Парень Билл - 1500
Лиам Дител - 1500
Лилилала - 1500
Тамао Тамамура - 1500
Орона - 1300
Джун Тао - 1200
Свирепый Пэн
Хром Патч - 1000
Мистер Лейк - 970
Грин Гэйлем - 851
Редсеб - 800
Сейрам - 800
Опачо - 800
Зен Хиджири - 400
Рио Камиширо - 400
Лип Патч - 200
Рэп Патч - 200
ниже приведен чарт шаманов мира по их максимальным значениям фуриоку
Хао Асакура - 1500000
Сати - 1250000
Чоколав - 197500
Лайсерг - 170000
Хорохоро - 120000
Йо Асакура - 108000
Рен Тао - 100001
Рио - 85000
Фауст - 12500